Средства были собраны. Все жители города, кто не был равнодушен к национальной идее, приняли участие в посадке деревьев. В честь открытия парка в самом его сердце был установлен памятник великому писателю. С того времени сам парк и позже созданный на его территории музей - стали одним из любимых мест отдыха львовчан. Ни одна свадьба не проходит без посещения этого уникального по своей красоте места, где в тени сосен можно окунуться в красоту украинской природы и ощутить прикосновение национального прошлого. В любой день у памятника Шевченко утешают глаз живые цветы, а сами домики из музея являются самыми любимыми местами, которые посещали министры культуры, как Советского Союза, так и независимой Украины. Ведь очень часто по желанию этих высокопоставленных лиц неофициальные переговоры и совещания проходили именно в уютной обстановке Шевченковского гая.
Вернемся немного назад к исторической дате года 1939-го. Именно этот год ознаменовался присоединением западных украинских земель и воссоединением их в Украинской советской социалистической республике в составе СССР. Много столетий до этого западноукраинские земли находились под властью различных государств. Среди них только под Польшей - 500 лет и под властью Австро-Венгрии – 150 г. В 1940 году указом советской власти западные земли были разделены на 8 областей.
Решение о создании памятника архитектуры было принято в 1966 году. А уже 1971 года состоялось его официальное открытие. Памятники архитектуры в музее, кстати, являются оригинальными, не отстроенными, а привезенными из разных уголков западноукраинских земель, размещенными по соответствующим аутотентичним секторам.
За счет государства на территорию рощи свозились по частям, начиная от фундаментов, разобранных полов и потолков, заканчивая мелким домашним скарбом прошлых лет, дома и церкви, овины, колодцы и конюшни, - все, что составляло украинский быт прошлых столетий.
Шевченковский гай - Экскурсия начинается с первого сектора, который отражает жизнь и быт горных районов Западной Украины. Это настоящие Старосамборский, Турковский и Сколовский районы. Справа стоит первая экспозиция - хата сельского старосту (старосты) Ф. Барна. Она перевезена на территорию музея в 1910 году из села Тухолька Сколевского района. Это один из примеров сельского дома городского типа с претензиями на состоятельность. Кстати, село Тухля (позже Тухолька) вспоминает И. Франко в своем произведении «Захар Беркут». Как и во всех зданиях того времени строили сени, комнату слева под одной крышей. Дым из печи шел через отверстие под крышу. Это копчение позволяло не загнивать соломе, которой накрывали крышу и срубные, из которого делались дома. Да и вывод дымохода в те годы накладывался большим налогом, так что простым крестьянам это было, просто, не по карману. Все стены в домах делались по методу срубов. Это могли быть круглые, полукруглые или квадратные по своей форме стволы деревьев, которые плотно накладывались друг на друга. При этом все дома строились без гвоздей. Их изготовляли кузнецы вручную. И эта искусная работа по тем временам стоила очень дорого.
Вернемся к дому старосты. Он отличается большими окнами, крышей, покрытой гонтом (вроде современной черепицы), а также а так же высокой крышей. Ведь на Бойковщине было принято делать крышу втрое визуально больше размера видимой части здания. Это касалось и нежилых помещений, как конюшен или сараев. И чем выше делал свою крышу хозяин, тем солидным и состоятельным он считался среди односельчан.
Шевченковский гай Вторая экспозиция - так же бойковская, сельский дом из села Орявчик, построенная в 1792 году. Особенностью домашнего устройства этого региона было то, что кладка под комнатой, которая строилась между амбаром и сенями оставалась земляной или глиняной, тогда как остальную часть пола накрывали деревом. Это делалось, во-первых, для того, чтобы не осидал фундамент, который находился как раз под комнатой, и для того, чтобы летом сохранять прохладу от земли.
Устройство и традиции тех времен были неизменными. Это мог быть дом простого крестьянина или зажиточного дядю, но меблировка оставалась прежней. В комнате была печь, которая одновременно служила кроватью для бабушки и внуков до 10 лет. Посреди комнаты - стол, с сундуком внутри, где хранили готовые продукты, ведь холод от пола не давал им испортится. По стенам шли лавки, где, по простому, в ряд спали дети. Не знали в те времена не подушек, ни одеял. Зимой накрывались кожухами. Традиционно в комнате была одна единственная кровать для матери и отца, где могли спать только они, чтобы не нарушать святости семейных уз, и, конечно для содействия продолжению рода. Колыбель для малышей вешалась в ногах от кровати, чтобы иметь возможность ночью слегка покачать ее, не вставая с постели. Стены в доме не белились, из-за отсутствия дымохода. Дым, который через тягу шел на чердак, закатывал солому, то рожь, которыми была покрыта крыша. И такое покрытие могло выдерживать до 30 лет, чтобы его не меняли.
Шевченковский гай Третья экспозиция - это хата села Лебахоры Турковского района, построенная в 1812 году. Это пример дома, где жила большая семья - до 15 человек. Здание имеет характерный высокий потолок, а также своеобразную веранду, с резными подпорками и поручнями, где летом могли отдыхать старики, жена - сушить различные заготовки на зиму, а хозяин - гордо хлопать по уху пса Мишку, для которого, как мы видим, перед входом в сени, на возвышении сделана конура из дерева, которая сохранилась до сих пор. Внутри, по обычаю посреди комнаты - стоит огромный стол. Можно только представить, как вся семья собиралась за обедом. Ведь ели все вместе только один раз в день с одной большой посуды. Не из-за того, что было трудно с продовольствием, а потому, что было трудно и хлопотно разводить печь больше, чем один раз в день, да негде было особенно мыть за собой посуду. Ведь не каждому селу везло иметь под боком реку или иной водоемов.
Обед начинал старейший в семье - дед. Он говорил молитву, брал себе первую ложку варенья, потом бабушка, хозяин дома, старший сын или дочь и так до самого младшего. В Пасху или на праздники сначала кормили скот. Кстати, полы в стойлах и курятнике также укрывались древесиной, из уважения к животным, которые кормят, одевают и обувают весь род. Традиционно в эти праздники, было, есть каждому из своей посуды.
Далее по экскурсионному маршруту находится фабрика по изготовлению масла, построенная в 1811 году. Внутри есть два пресса: один, зафиксированный на полу, а второй, огромный и громоздкий, - подвешенный к потолку. С помощью этого совсем нехитрого приспособления и изготавливалось масло. В те времена это было не только подсолнечное, но и славные своими лечебными свойствами - конопляное и льняное масла.
Еще дальше стоит изба зажиточного крестьянина села Орявчик, построенная в 1860 году. Эта изба имеет портальный (закругленный вверх) вход, наподобие греческих арок. На примере дома этого зажиточного крестьянина видим, что украинская нация отличалась эстетизмом. И каждый хозяин считал нужным разнообразить свое здание резьбой и всевозможными украшениями, чтобы показать вкус и власть в своей семье.
Пройдем еще немного и мы оказываемся в самом центре украинского села - на площади. Это место, где проходят гуляния, свадьбы, забавы, где по вечерам собирается молодежь, а днем школьники бегут на занятия. Именно здесь расположена сельская школа - уютная, красивое здание, от которого веет детством. Эта школа перевезена в парк из села Бузовисько Старосамбирского района. Построенная в 1880 году, она делится маленьким коридорчиком на две части. По левой стороне расположился сам класс с десятком парт, а по правой - комната учителя.
В классе на столе учителя стоит старинный местами пожелтевший глобус, справа от окна висит карта двух континентов. Последняя парта не имеет скамьи. Там должен отстаивать на коленях свой урок тот, кто провинился и получил от учителя розгами. Наказание в школах были введены в правление Австро-Венгрии, были открыты сельские школы с украинским преподаванием. Такие заведения имели по четыре класса. Только перейдя в последний, ученик получал истинное перо, а до того пришлось писать специальными палочками или мелом на дощечках. Уроки продолжались 45 минут. И каждый класс имел по одному уроку в день. С 8-ми утра начинался урок для самых маленьких. Второй класс шел к 9-ти. А старшие - к 11 ти, чтобы иметь время вне школы помочь родителям по хозяйству. Звон в школе объявлял о начале и окончании занятий. Сам учитель был очень уважаемым лицом в селе. Его удерживали на средства общины. Заглянув в его комнату, которая находилась в том же доме, можно увидеть множество книг, пюпитр и скрипку, повешенную просто на двери. Человеку, не обделенному фантазией, можно легко представить жизнь интеллигента-одиночки, который в селе, среди болота и сущих проблем борется за образование и вкладывает в молодые головы по каплям знания.
Здесь же на площади построено высокое сооружение на подпорках с маленьким козырьком, под которым находится сельский колокол. В прошлом звуки этого колокола предвещали о беде: пожар, наводнение или нападение противника. Услышав этот звон, каждый в селе бежал на площадь, чтобы спасать соседа от огня или держать совещание по поводу определенных событий вместе с односельчанами.
Еще одно сооружение, которое не может не привлечь внимания - это Свято-Ивановская лавра премудрости Божией. Построена в селе Кривко Турковского района (110 км от Львова), перевезена в музей в 1930 году. Раньше носила название имени Святого Николая, но освящена вторично после Брестской унии, стала носить имя святого Иоанна. Само решение унии сняло запрет на греко-католическую веру на Западной Украине. Но относительно патриархата, то он, христианский, так сказать, должен был подчиняться Папе Римскому в Ватикане. Саму церковь еще рано называть лаврой, хотя здесь и в наши дни идут богослужения, и живут монахи-студиты (по правилам каждый студит должен жить в отдельной келье.
Но только тогда она станет одной из 4х лавр на территории Украины, когда и остальные 5 церквей, находящихся на территории музея, станут действующими. Сама церковь была перевезена на территорию Львова при содействии митрополита Шептицкого за его собственный счет. При советской власти она была закрыта. Но через 50 лет запустения и опустошения, наконец, в 1989 году церковь восстановлена вновь. Само здание, в основе имеет три квадратных основания, кверху возвышается тремя куполами-восьмиугольник, что коленопреклоненными пирамидами поднимаются в небо, повторяясь уменьшенной копией строения три раза. Эта неповторимая церковь, сделанная с помощью сруба, без всякого гвоздика или вспомогательного средства, внесенная в охраняемые памятники ЮНЕСКО.
Среди памятников народного быта и архитектуры Шевченковского гая можно увидеть настоящую водяную мельницу с большими жерновами, которая работала от силы потока горной реки. Так мельница могла работать почти круглый год, а останавливалась в работе разве что тогда, когда вода в реке замерзала. В прошлом крестьяне свозили на мельницу свой урожай, а вывозили оттуда муку, десятую часть которой приходилось оставлять мельнику в виде подати.
На территории парка Шевченковский гай также можно увидеть старую хату, сохраненную на территории Западной Украины. Эта изба, вывезенная из Славского района, была построена еще в 1749 году. Зайдя на территорию культурного района Покутья (например, домик, вывезенный из села Троица Сняткивського района), к которому в прошлом относились некоторые районы Ивано-Франковска и Ровенская области, можно наблюдать некоторое отличие сооружения и хозяйственного быта. Здесь уже присутствуют, так называемые, усадьбы - хозяйства с обособленным жилым помещением для хозяина, для наемных работников, пивные, овином. На территории, отражающий буковинское жизни (Черновицкая область) видим некоторый прагматизм и прямолинейность в архитектуре, что объясняется влиянием Румынии, под кем этот регион находился в межвоенные годы.
Гуляя по аллеям парка Шевченковский гай, среди древних зданий украинской старины, бросается в глаза своеобразная достопримечательность советской архитектуры - Певческое Поле. Это сцена под открытым небом, рассчитанная на 4 тысячи зрителей и 1 тысячи участников хора. Ее открытие было приурочено к 50 годам воссоединения украинских земель. Сцену открыли в 1989 году. В свое время каждое воскресенье здесь проходили фестивальные выступления народных коллективов со всех двадцати районов Львовской области. Подобные мероприятия проходят и в наше время, но уже не в таких грандиозных масштабах.
Напоследок хочется сказать только одно. Можно часами рассказывать о красоте Шевченковского Гая, страницами описывать живописную природу, в которой утопает красота и история нашего с вами прошлого. Но самые яркие впечатления можно получить, только посетив это место самому. Надо только помнить, что вступив за ворота музея утром, теряешь связь со временем и нынешним. Минуты превращаются в часы, прогулка - в вечность. И так можно не заметить, как наступит вечер, а душу наполнят спокойствие и гордость за наше общее прошлое.